Втерлись в доверие: как мошенники снимают деньги с банковских карт украинцев

0














В начале июля киберполиция раскрыла преступную группу, которая обокрала банковские карты полусотни украинцев.

Мошенники звонили жертвам под видом сотрудников банков, поэтому те сами давали им данные своих карт. Этот сценарий — не новый. В прошлом году на подобных схемах преступники заработали около 300 млн гривен. В то же время, банки не готовы возмещать ущерб. Разглашая персональные данные, пользователи нарушают условия договора с финансовым учреждением. Подробнее о том, какие схемы обмана самые популярные в Украине, сколько зарабатывают мошенники и как не попасться на «удочку» злоумышленников -в материале РБК-Украина. 

Сами виноваты

По данным Украинской межбанковской ассоциация членов платежных систем, в прошлом году каждый сотый собственник платежной карты в стране стал жертвой мошенников. «Любимая» схема преступников — вишинг. Она предполагает, что злоумышленники под разными предлогами вынуждают людей разглашать персональные данные или данные карты.

Например, в разговоре по телефону с жертвой они представляются разными людьми, в том числе и сотрудниками банка. Если в 2015 году каждый третий случай мошенничества происходил именно по этому сценарию, то в прошлом году — уже каждый второй. Средняя сумма, которую терял человек во время таких  мошеннических операций, в 2015-м составляла около 800 гривен. В 2016-м она достигла 1,5 тыс. гривен.

В то же время, прибыль мошенников от атак на банковские счета с каждым годом растет. В 2015 году преступники «заработали» 85 млн гривен, из них на вишинге — 52 млн гривен. В 2016-м эта цифра уже достигла 340 млн гривен, в том числе от вишинга 275 млн гривен.

Как отмечают в Ассоциации, чаще всего жертвами мошенничества с карточками становятся пенсионеры. Одним из пожилых людей, которые попались на удочку мошенников, стал Александр. Как рассказала РБК-Украина его дочь Ирина, в апреле этого года злоумышленники сняли с его карты 30 тыс. гривен. Александр работает на государственном предприятии, и у него была зарплатная карта в Ощадбанке.

«Ему позвонили на мобильный с неизвестного номера, представившись службой безопасности банка и сказали, что с его картой якобы проводят какие-то манипуляции злоумышленники. В первый раз отец не поверил и бросил трубку», — поделилась Ирина.

Александр на всякий случай стал звонить в контактный центр Ощадбанка, а также по номеру, указанному на карте. Трубку никто не брал. Позже преступники позвонили мужчине второй раз, уже с другого номера и продиктовали данные Александра: фамилию, имя, отчество, дату рождения, количество средств на карте. Они знали, что кроме зарплатной программы он обслуживается по пенсионной. Ему еще раз сообщили про манипуляции с картой и попросили назвать все цифры с передней и задней частей карты, чтобы предотвратить кражу средств со счета.

«После того, как отец услышал свои личные данные, он доверился и продиктовал эти цифры. Позже он пытался заблокировать карту через ближайший банкомат, но тот не работал, в Ощадбанке номер по-прежнему не отвечал», — поделилась Ирина.

Спустя несколько часов денег на карте уже не было. Мужчина вместе с бухгалтером предприятия написали заявление в банк и полицию. В банке рассказали, что деньги были перечислены в два захода и часть средств даже не обналичивали, а купили за них какие-то вещи. Заявление в полиции остается там до сих пор. Но, по мнению Ирины, преступников вряд ли станут искать — для оперативников это немасштабные хищения.

«Для моего отца это серьезные деньги, которые он долго копил, зарабатывая своим трудом. Но все выглядит так, как будто отец добровольно рассказал данные карты. Поэтому тяжело найти виновных и что-то доказать», — посетовала Ирина.

Она отметила, что к мошенничеству могли быть причастны сотрудники банка, так как у преступников были данные ее отца. В самом же банке Александру объяснили: то, что он разгласил персональную информацию — его вина.  Еще одной жертвой мошенников на прошлой неделе стала клиентка банка ПУМБ Антонина. В 7.30 утра ее разбудил звонок якобы от сотрудника учреждения. Тот заявил, что банк решил установить новую систему безопасности. Убедительным голосом преступник объяснил, что для проверки карты им нужно получить ее данные.

В случае отказа он угрожал штрафом и блокировкой карты на два месяца. Как рассказала Антонины РБК-Украина, она заподозрила что-то неладное, когда мужчина попросил назвать СVV-код. Но угроза о блокировке карты стала весомой причиной, чтобы его продиктовать. «Самое интересное, что для активации услуги нужно было побыть на линии тридцать секунд. Я только потом поняла, что это идеальная уловка: пока висишь на линии — нельзя позвонить в банк и заблокировать карту. Даже если видишь, что пришло SMS со снятием денег», — поделилась Антонина.

После того, как девушка «повисела» на линии, связь оборвалась. Она тут же перезвонила в банк, так как со счета были сняты деньги, и попросила оператора заблокировать карту. Кроме того, сказала, что хочет сообщить о случае мошенничества. Сотрудник ПУМБа пообещал зафиксировать случай, но даже не поинтересовался, с какого номера звонили. Тогда Антонина сама попросила его записать номер и время звонка.

«Меня очень удивила фраза оператора горячей линии «Ну да, вы можете нам продиктовать номер телефона, но мошенники сейчас очень изобретательны, так что вряд ли эта информация чем-то поможет», — пожаловалась девушка. Позже оператор сказал, что передаст заявку службе безопасности, которую будут рассматривать пять рабочих дней. Сумма на карте была небольшой, поэтому в полицию она обращаться не стала, а банк никак не отреагировал на инцидент.

В Национальной полиции в ответ на запрос РБК-Украина сообщили, что в 2016 году правоохранителям поступило свыше 4 тыс. заявлений об интернет-мошенничестве. Среди наиболее распространенных схем были звонки, когда злоумышленники сообщали о вымышленной блокировке банковских карт, а также SMS-рассылки о выигрыше авто. За первое полугодие 2017 года полиция получила почти 2,5 тыс. подобных заявлений. В прошлом году сотрудники киберполиции выявили 800 таких уголовных правонарушений, и объявили о подозрении 80 лицам. Но только за первые шесть месяцев этого года было выявлено около тысячи таких правонарушений, а о подозрении объявлено 70 людям.

Схемы «развода»

Иногда мошенники набирают по телефону сами, также могут присылать SMS от имени банка с просьбой перезвонить. В Ощадбанке отмечают: чаще всего они присылают сообщения клиентам крупных банков с наибольшим количеством платежных карт.

В ответ на запрос РБК-Украина в Ощадбанке сообщили, что преступники устраивают массовые рассылки по телефонным базам наугад. Иногда такие СМС получают даже те, у кого нет платежных карт. Преступники могут оповещать в сообщении о блокировке карты, необходимости оплатить взнос или о выигрыше автомобиля.

В Ощадбанке советуют не отвечать на такие сообщения и подчеркивают, что сотрудники никогда не просят им перезвонить. Кроме того, когда клиенту приходит сообщение от Ощадбанка, в графе «отправитель» всегда значится Oschadbank латинскими буквами.  

Натисніть на стрілку що б перейти до наступної сторінки

1
2
Загрузка...